Главная » 2019 » Июнь » 10 » Дом с розой
14:18
Дом с розой
Каждый раз, проходя мимо двухэтажного кирпичного дома по улице Комсомольской (бывшей Штабной), я обращал внимание на розочку, изящно сработанную из цементного раствора на его закругленном углу. И всякий раз эта постройка, ничем, пожалуй, не примечательная, кроме своей основательной добротности, вызывала у меня теплое чувство и мимолетное раздумье: "Что значит этот цветок? Прихоть строителя? Или какой-то символ? А может быть, просто украшение фасада?” Но (удивительное дело!) мертвая каменная масса здания постепенно оживала благодаря этому маленькому цветку, как бы невзначай брошенному на холодные камни. Я пытался проникнуть в замысел архитектора. Старинный екатеринодарский особняк с той поры стал дорог моей душе.

Прошли годы... У старожилов и из архивных документов я узнал, что это здание строил Козлов. Но тут мне неожиданно сообщили, что жена архитектора живет в Таганроге. Я – туда...

Екатерина Николаевна, преклонных лет, ласково встретила меня. Мы разговорились. И на мое недоумение – что значит роза на доме, она раздумчиво ответила:

– Мой муж построил его в год нашей свадьбы, сделал мне свадебный подарок – этот особняк на Штабной... А роза – символ любви...

У Козловой была ясная память. Она долго вспоминала о прошлом, о своих родителях, о екатеринодарской жизни, о своем муже Александре Андреевиче Козлове. И на основе ее сообщений, на фактах, добытых мною в архиве, я написал очерк.

В Екатеринодаре с конца 80-х годов прошлого века в городском саду уже существовал деревянный Летний театр, принадлежавший купцу Колосову, а затем перешедший в собственность города. На Кубань стали чаще приезжать артисты и целые труппы. Но наступала зима. И некуда было податься екатеринодарцам, чтобы рассеять "провинциальную скуку”. Разве пойти в какой-либо захудалый клуб? Вопрос о постоянном Зимнем театре горожанами поднимался давно и не однажды, особенно в первые годы XX века. Не без основания газета "Свобода” писала о том, что "городские заправилы, стоящие во главе "театрального дела”, относятся "к театру с полнейшим легкомыслием”.

А в это время именитые екатеринодарские купцы В. Гуренков и Н. Болденков вели деловые переговоры со знаменитым академиком Ф. О. Шехтелем, строителем Ярославского вокзала в Москве, банка и типографии Рябушинских и других великолепных зданий. Мы всецело обязаны этому московскому архитектору в возникновении новых путей в отечественной строительной технике, в создании архитектурного стиля "русского модерна”, в свое время удивившего весь цивилизованный мир. Академик Ф. О. Шехтель в строительной практике начал широко использовать новые строительные материалы: железный и железобетонный каркас, стекло, глазурованный кирпич, бетонную штукатурку. Еще в 1897 году талантливый мастер создал проект Народного дома, намереваясь его построить в Москве, но разные обстоятельства не позволили тогда воплотить его в жизнь. И тут вдруг пришел заказ из казачьего града: "Хотим строить театр!” Архитектор для переговоров послал в Екатеринодар своего помощника Александра Андреевича Козлова, зарекомендовавшего себя талантливым строителем-практиком. Договор был быстро заключен. И уже в мае 1908 года была торжественно совершена закладка Народного дома (Зимнего театра). Композиция этого огромного четырехэтажного сооружения, разработанная в духе каркасных построек, быстро обретала свою плоть. Фасад, облицованный ровной цементной штукатуркой, придавал зданию невесомость, воздушность. Это впечатление еще больше усиливали три вертикальные столбца с перечнем великих композиторов и драматургов всех времен и народов, три высоких окна с ажурными балкончиками и венчающий постройку широкий карниз с узорными гирляндами, едва выступающий над фасадом. Внешняя простота и легкость здания вызывали в зрителе чувство праздника, настраивали душу на лирический лад. "Век архитектуры из стекла и металла, легкой, прозрачной, отбросившей традиционное представление 'о монументальности как о необходимом атрибуте красоты, был начат в России Шехтелем”, – справедливо писала Е. Кириченко в монографии о выдающемся архитекторе.

Поистине, такого театра не имел доселе ни один провинциальный русский город!

Ученик академика А. А. Козлов блестяще справился с порученной ему сложнейшей технической задачей.

Столь же оригинальным было и внутреннее убранство театра:

изящные изгибы лож; многоярусный зрительный зал, рассчитанный на 1300 зрителей, имел прекрасную акустику и освещался тремя люстрами в форме звезд, где горели, сверкая и переливаясь огнями в хрусталях, 750 цветных лампочек; сцена, оборудованная по последнему слову техники, была широка и удобна и закрывалась медленно падающим тяжелым бархатным занавесом вишневого цвета, а над ним, на фоне молочной белизны стенки, сияла золотая лира (лепка). Широкие окна, высота помещения давали избыток света и воздуха, усиливали праздничное настроение и как бы связывали воедино внутренность театра с большим пространством екатерйнодарской улицы, озаренной солнцем.

28 сентября 1909 года состоялось открытие нового Зимнего театра.2 Академик Ф. О. Шехтель не присутствовал на торжестве, но прислал из Москвы поздравительную телеграмму. 1 октября начался театральный сезон оперой Джузеппе Верди "Аида”.

Так осуществилась давняя мечта екатеринодарских театралов. Имя архитектора Александра Андреевича Козлова было у всех на устах...

Не прошло и года, как напротив Зимнего театра выросла трехэтажная гостиница "Метрополь”, с округлой башенкой на углу, созданная А. А. Козловым по собственному проекту, а через квартал. на улице Гимназической – засверкала обновленная гостиница "Центральная”.

Дома, как и люди, имеют свою судьбу. Каждый дом тесно связан своей историей с жизнью его владельца, с жизнью города.

В "Памятной книжке Кубанской области”, изданной нашим историком Е. Д. Фелицыным в 1881 году, сообщается, что в Екатери-нодаре были три гостиницы, и одна из них – "Централь”, принадлежавшая купцам братьям Богарсуковым (угол улиц имени Ворошилова и Красной).

Отель "Централь” считался лучшим в городе. Собственно гостиница занимала второй этаж, а на первом размещались магазины:

Зингера и К°, братьев Богарсуковых, Новикова, купцов Гуренкова и Болденкова, последние торговали музыкальными инструментами.

Внешний вид гостиницы "Центральная” ничего особенного нe представлял – обычный двухэтажный дом, побеленный известкой. Таких зданий в городе уже было десятки. И тогда богачи Богарсуковы, занимавшие прекрасный особняк (сейчас в нем находится исторический музей), решили перестроить гостиницу. Им указали на молодого строителя А. А. Козлова, недавно приехавшего из Москвы и поразившего горожан успешно завершенным строительством Зимнего театра. А. А. Козлов энергично взялся за дело: составил проект и смету, и на месте заурядного серого дома выросло удивительное здание.

Архитектор всего-навсего надстроил третий этаж. Не рассчитывая на прочность фундамента, он стянул кирпичный каркас дома двутавровыми стальными балками; сделал высокий узорный каменный парапет, вдоль боковых балочных поверхностей провел водосточные трубы, затем декорировал балки и увенчал их высокими шпилями, которые гармонично сочетались с угловой башенкой, а последняя – с куполами войскового Александро-Невского собора. Стены Козлов облицевал зеленой керамической плиткой. Вся постройка, помимо нарядности, вышла изящной и легкой, как бы парящей в воздухе.

В феврале 1911 года этот же строитель закончил скетинг-ринг (по проекту кубанского архитектора И. В. Рымаревича-Альтман-ского), где молодежь каталась на роликовых коньках. Теперь в нем –. кинотеатр "Кубань”. Газета "Кубанский край” писала, что это здание является редким в России, так как сделано из... железобетона! Особенный интерес у специалистов вызвал огромный свод без единого столба. Удивлялись и тому, что строил скетинг-ринг "простой техник-практик”. Эта постройка была новым словом в архитектуре Екатеринодара...

Александр Андреевич Козлов родился 30 августа 1880 года в местечке Смела Киевской губернии Черкасского уезда в семье начальника станции. Пяти лет он остался круглым сиротой. Милосердные люди приютили у себя мальчика и полюбили его как родного сына. После гимназии Александр Козлов окончил Московское ар-хитектурно-техническое училище, стал заниматься строительством под руководством академика Шехтеля. Работа с этим выдающимся архитектором для Козлова была великой практической школой, равной, как он считал, окончанию полного курса в институте...

И вот он на Кубани, среди "казаков”, где обрел себе вторую родину и авторитет крупного строителя. Заказы сыпались как из рога изобилия. А. А. Козлов сдружился с местными архитектора ми И. К. Мальгербом, Н. Г. Петиным, А. П. Косякиным, И. В. Рымаревичем-Альтманским, В. С. Турищевым, с инженерами А. Л. Кончевским и В. Ф. Кондрашовым. С последним особенно. Василий Федорович помогал ему, делал сметы, а он – проектировал и строил, строил. Работы хоть отбавляй!..

В Екатеринодаре друг за другом вырастали великолепные здания – особняки Фотиади, Никофораки, торговые и доходные дома.

А. А. Козлов во всех своих работах следовал замечательным образцам академика Шехтеля: использовал тот же строительный материал (кирпич, железо, железобетон и стекло), ту же ассиметричность форм, что придавало постройкам, как правильно заметила Е. Кириченко, "подвижность, трепетность живого организма”.

Как добросовестного и прекрасного строителя, знающего строительные материалы и чувствующего красоту архитектурных форм, его приглашают коллеги возводить здания, ими спроектированные. Он участвует в постройке Второго общественного собрания (по проекту архитектора М. И. Рыбкина), 1913 год; театра Паласова, 1914 год (ныне на этом месте театр оперетты). По собственному проекту строит водолечебницу имени С.И. Бабыч, 1916 год.

Для ознакомления с последними архитектурными новинками, для профессионального и эстетического усовершенствования А. А. Козлов, не жалея личных средств, совершал поездки в Италию, во Францию. И, обогащенный ценным опытом, смело применял его в строительной практике на Кубани.

В доме А. А. Козлова на Посполитакинской частыми гостями были художник Р. И. Колесников, основатель картинной галереи Ф. А. Коваленко.

– После 1920 года Александр Андреевич строил элеваторы в станицах, – рассказывала Екатерина Николаевна. – Помню, около станицы Роговской. В 1926 году мы переехали на станцию Торговая (ныне город Сальск). Там строился новый город. Работы было очень много. За пять лет муж построил театр, здания горисполкома и госстраха, амбулаторию, баню, военкомат, два магазина пищеторга... Затем мы переехали в Таганрог. Александр Андреевич работал главным инженером на металлургическом заводе.

Полвека нет на свете строителя. Нет уже никого в живых, кто знал бы его и мог бы что-то рассказать. Но здания, постороенные в начале XX века Александром Андреевичем Козловым, и ныне являются архитектурными достопримечательностями Краснодара, сохраняя память о выдающемся строителе. А что может быть дороже на земле, чем память народная?..
Просмотров: 301